Как делается реставрация икон?

Процесс реставрации икон сродни лечению больного человека. Ставится диагноз, происходят процедуры и восстановление. Даже некоторые инструменты похожи. В арсенале реставратора можно встретить и шприцы для инъекций, и скальпели, и микроскопы. В хорошо оборудованных реставрационных мастерских, как в хороших больницах, делают снимки икон в разных лучах. Но, как и в лечении людей, самым важным является профессионализм мастера. Реставрация икон является сложным и ответственным процессом, который требует знания всех тонкостей и высокого мастерства.

Что должен уметь реставратор икон?

Хороший реставратор должен обладать способностью к длительной концентрации. Малейшее отвлечение или небрежность может погубить работу необратимо. Необходима ему и хирургическая точность движений, и такое качество, как чувство материала. Реставратору нередко приходится принимать нестандартные решения. И успешно их находить можно, только если ты хорошо представляешь, как может повести себя та или иная субстанция. Но и самых глубоких технических или научных знаний реставратору недостаточно. Он обязательно должен быть еще и иконописцем. И не просто представителем какой-нибудь школы, а способным проникнуть в замысел другого человека, который мог изобрести прием, ни в од-ной книге не описанный. Это необходимо помимо обязательного знания особенностей разных иконописных школ. Узнав все это, можно понять, что реставраторов высокого класса не так много.

Устройство икон

Ну и конечно самое простое, что знает каждый реставратор – как устроена икона, из каких элементов она состоит. Можно назвать это «иконной анатомией». То, что видят люди, когда берут икону в руки – это доска и красочный слой, предположительно покрытый лаком. Но надо сразу запомнить, что видимое на поверхности иконы всегда скрывает невидимые слои. Под красочным слоем прячется грунт, на языке иконописцев и реставраторов называемый левкас. Состоит левкас из порошка мела, реже состоит из гипса, замешанного на рыбьем или животном клее. Меловой грунт при высыхании сжимается, а гипсовый расширяется. Определить характер грунта – важная задача для реставратора. В левкас нередко добавляют мед для пластичности и олифу (варёное льняное масло). Под левкасом, как правило, есть ещё слой ткани, так называемой паволоки. Говоря современным языком, она обволакивает или покрывает поверхность иконной доски. Предназначение паволоки заключается в усилении связи между доской и левкасом. Доска пропитывается клеем, тем же клеем на нее наклеивается паволока, а затем уже накладывается грунт, для которого переплетение нитей сродни арматуре. Клей используется такой же, как в левкасе, чтобы обеспечить прочное соединение всех слоев в единый блок. Однако некоторые древние деревенские иконописцы накладывали левкас прямо на доску, слегка ее процарапав для лучшей связки.

Возникающие проблемы

Вся сложная конструкция, которая является только основой рабочей поверхности для написания иконы – источник бесчисленных проблем и иконных «болезней». Доски выгибаются, трескаются и раскалываются. Их поедают древесные жуки, обжигают пожары и свечи. Паволока отстает от доски, образуя вздутия, или рвется, или то и другое вместе. Левкас, если в него предусмотрительно не добавлена ядовитая желчь, тоже любят поесть жуки. Не отстают и мухи, особенно если в левкасе мед. В нем может завестись плесневый грибок, он может покрыться трещинами – кракелюрами, может начать крошиться или осыпаться частичками. Особенно активно осыпаются иконы, в которых нет паволоки. Соединение грунта с доской в этом случае очень слабое. Кроме того, могут присутствовать чисто механические повреждения самых разных видов. На каждое такое повреждение у реставраторов есть ответ. Теперь вы узнаете о последних слоях иконы. Один из них называется красочный слой, а другой покрытие. Сейчас не будут рассмотрены энкаустические (воско-смоляные) иконы, для которых не нужен грунт, которые не подвержены ни окислению, ни воздействию влаги. Это отдельная тема, и таких икон единицы. А вся основная масса пишется яичной темперой – смесью тонко-размельченных порошкообразных пигментов с яичной эмульсией, состоящей из желтка с уксусом. При отсутствии уксуса иконописец мог воспользоваться пивом, а если уж совсем ничего нет, то водой.

Слои краски в иконе

Изучая красочный слой, произойдет встреча с тем же законом, о котором уже известно, видимая поверхность скрывает невидимые слои. Древние иконы, как правило, покрывались олифой, которая пропитывает все слои краски, соединяясь с той олифой, которая добавлена в левкас. Пропитанные этим покрытием краски становятся полупрозрачными, олифа проявляет скрытые внутренние слои. Из этого описания должно стать понятным, что те цвета, которые в итоге видимы, являются не просто составленной краской, положенной на поверхность, а соединением нескольких слоев разной степени прозрачности и разных цветов и оттенков. Например, до покрытия олифой может казаться, что лик Богородицы бледен, а после покрытия проявятся скрытые в нижних слоях подрумянки, и лик оживет. Реставратор должен представлять, какой может быть последовательность слоев, потому что нужного эффекта можно добиться только многослойностью. Что может произойти с красочным слоем? Он может отставать и быть в разной степени утрачен. Причины могут быть собственные, например, потертости, царапины, воздействие воды, грибка, мух или огня. Также есть другие проблемы левкаса, они почти неизбежно отражаются на состоянии красочного слоя. Единственное исключение – отставание паволоки, при котором красочный слой не повредился. Кроме того, краски могут подвергнуться окислению или выгоранию, в результате чего изменятся цвета.

Проблемы покрытия

Много различных проблем может нести в себе покрытие икон. Олифа со временем темнеет, особенно если в нее было добавлено много сиккатива для ускорения высыхания. Обывательское мнение о том, что старинные иконы непременно темные, совершенно неверно. Темнеет покрытие, а сама икона после грамотной расчистки может оказаться яркой и свежей. Но порой иконы покрываются не олифой, а самыми разными лаками, которые или тоже темнеют, или трескаются, разрушая при этом и красочный слой. Ну и конечно на любой древней иконе присутствует много загрязнений самого разного характера. Потемнение олифы приводило к тому, что некоторые древние иконы поновляли, то есть прописывали сверху и снова покрывали олифой. Записи в большинстве случаев не представляют художественной ценности и искажают оригинал. Отдельной проблемой, помимо записей являются следы неграмотной реставрации. От человека икона может пострадать гораздо сильнее, чем от времени. Не всегда возможно определить какими веществами реставратор пользовался. И требуется немало изобретательности, чтобы неудачную реставрацию удалить. Но самое печальное зрелище — это перетертые иконы, которые так усердно терли в попытке очистить, что стерли важные части оригинального иконного письма. Они оказываются утраченными безвозвратно. Нельзя забыть и о золочении. Золото тоже может быть частично утрачено, покрыто загрязнениями и темными лаками или олифой. Реставрация золотого покрытия является особой задачей, которая порой очень сложна.

Как реставрируют иконы?

Начинается процесс конечно с подробного и тщательного осмотра иконы, непременно с увеличительным стеклом. При реставрации икон, представляющих серьезную историко-художественную ценность, обязателен рентгеновский снимок. Он помогает увидеть очень многое: состояние доски, паволоки, вставки грунта и обновления. В результате рентгенографического исследования может обнаружиться, что под существующей иконой находится другая. Можно сделать снимок в ультрафиолетовом излучении, который тоже может показать позднейшие обновления. Например, свинцовые белила разного времени в этом излучении светятся по-разному. Дополнительную информацию может дать и снимок в инфракрасном излучении. Надо внимательно оценить состояние всех элементов иконы и составить план. Если поверхность сохранна, делается первая пробная расчистка. Выглядит это как небольшой квадрат поверхности, с которой удаляются загрязнения, старая олифа или другой лак, записи и обновления. Обнажается оригинальный красочный слой. Этот первый расчищенный квадратик станет своего рода камертоном всей дальнейшей работы. Расчистка – это процесс очень ответственный. В процессе этой пробной расчистки надо решить, до какой именно степени стоит проводить расчистку. Ошибка в этом решении может решить судьбу произведения. Поэтому для пробы выбирается квадратик неответственного участка. В этом случае ошибка, если случится, не станет роковой.

Как проводится расчистка?

Есть два основных способа: жидкий и сухой. Как правило, они комбинируются. Жидкая расчистка предполагает работу растворителями, сухая – инструментами. Происходит все по принципу от слабого к сильному. Порой может показаться, что икона покрыта толстым слоем темного лака, и ее расчистка потребует серьезных усилий, а в реальности она проясняется под слабым раствором детского мыла. Вполне легитимным и профессиональным веществом является и слюна. Но, к сожалению, такие легкие варианты встречаются крайне редко. После снятия первого слоя самых мягких загрязнений требуется подключить более сильные растворители. Классическим является тройник из спирта, разбавителя и льняного масла. Для начала составляющие берутся в равных пропорциях. Усиливают раствор повышением содержания спирта. Чистый спирт крайне опасен, так как он может уничтожить красочный слой. Опытные реставраторы знают, какие элементы иконной живописи наиболее уязвимы при расчистке. Очень легко можно смыть черные линии. Там, где они появляются, надо проявить повышенную осторожность. Лучше оставить тонкий слой старого лака или олифы, чем смыть оригинальную живопись. Встречались в реставрационной практике случаи, когда пожелтевший слой олифы являлся сознательно использованным элементом иконного письма. Древний иконописец прописывал небольшие лики почти белым, и только под золотистой олифой они оживали и становились задуманного цвета. Полная расчистка делала их мертвенными. Сергей Иванович Голубев, не так давно почивший заведующий реставрационной мастерской Русского музея по классу икон, учил, что удалять надо только то, что мешает восприятию иконы. Расчистку жидкими веществами или смесями производят тампонами наподобие палочек для ушей. На каких-то участках можно тереть тампонами, а в каких-то только перекатывать тампон по поверхности, собирая слой старого лака. Есть и еще более щадящий способ размягчения лаков и олиф. На иконную поверхность ставят перевернутую вверх дном коробочку с прикрепленной внутри, в верхней части, тряпочкой или ваткой в растворителе. На покрытие воздействуют пары растворителя. Бывает, что лак не растворяется даже чистым спиртом. Тогда подбирают подходящий растворитель. При наличии соответствующего оборудования проводят лабораторное исследование лака. Но существует проблема жидкой расчистки в невозможности точного воздействия на нужный участок. Обязательно задеваются края соседнего участка. И вот тут проявляются сильные стороны сухой чистки. Тот же Сергей Иванович Голубев разработал способ с использованием тонкого металлического стержня. Не круглого стержня, а четырехгранного, с квадратом в разрезе. Этот маленький стержень, сточенный под углом, превращается в идеальный ножик, которым можно срезать старые слои лака или олифы даже внутри загнутых чешуек поверхности. Лак желательно слегка размягчить растворителем. Такая расчистка очень точна. При работе с использованием микроскопа с 60-кратным увеличением способ дает удивительный результат, практически идеальный.

Расчистка потрескавшихся икон

Но как можно произвести расчистку, если икона осыпается, ее поверхность деформирована, покрыта вздутиями, а доска расколота? Такую икону надо, прежде всего, укрепить. Аккуратно расположив осыпающиеся частички, стоит заклеить поверхность папиросной бумагой, положенной на жидкий раствор рыбьего или животного клея. Это называется профилактической заклейкой. Слабый клей вместе с бумагой легко смыть теплой водой. Теперь можно в местах отставаний левкаса сделать аккуратный прокол и ввести туда немного спирта медицинским шприцом. Спирт размягчит жесткую корку левкаса, но не разрушит его. Под мягкий отстающий левкас легко войдет игла шприца с горячим крепким клеем. Теперь можно прижать отстающий участок, убрать излишки клея, выходящие из отверстия и начать просушку. Можно использовать маленький утюжок, но с ним важно не перестараться, чтобы весь клей не ушел в доску. Можно чередовать горячее воздействие утюжком и холодное мраморными плитками, заранее положенными в холодильник. Когда клей уже схватился, на отставание кладут тяжесть и ждут полного высыхания. В качестве тяжести можно использовать мешочки с песком. Они незаменимы, если поверхность неровная. Если доска расколота, ее склеивают столярным клеем, следя, чтобы не возникло перекручивания в месте соединения. Оставшиеся пустоты заполняют клеем с опилками. Если в доске обнаружились живые жучки-древоточцы, то икону надо срочно изолировать от других произведений искусства и после заклейки немедленно подвергнуть обработке. Самый простой способ это поместить в плотно закрытый полиэтиленовый пакет, предварительно залив в отверстия яд для жуков. Иногда жуки превращают доску в ажурную конструкцию, которая местами рассыпается в труху. При возможности доску укрепляют введением в проходы клея. А при полной невозможности восстановления остатки доски полностью срезают со слоя грунта и переклеивают икону на новую доску. Иногда надо пропитать поверхность лекарством от бактерий, иногда клеем или жидким лаком для укрепления поверхности. Надо заполнить пустоты, восстановить утраченные участки левкаса. А когда все, что можно, укреплено, расчищено и восстановлено, приступают к прописке утраченных частей. Но не всегда это действительно необходимо. Есть два способа реставрации: научная и церковная. При научной реставрации утраты не прописываются, а только немного лессируются полупрозрачной краской, чтобы яркие белые участки не действовали отвлекающе и раздражающе. Но для богослужебного использования иконы нередко требуется восстановить утраченные участки изображения. Это надо делать, точно попадая в стиль иконы и непременно используя ту же технологию. В этом случае от реставратора требуется немалый талант и, можно сказать, способность перевоплощения в автора иконы, в его характер мысли и стиль работы. Несмотря на всю каноничность, иконы являются очень личными произведениями. Канон определяет только самые общие характеристики икон, необходимые, чтобы образы были узнаваемыми. Внутри канона происходит свободное действие мастерства иконописца. Поэтому работа реставратора далеко не только ремесленная. Это подлинное искусство.