Написание икон в Ушаковском стиле

Ушаковский стиль в иконописи получил свое название по фамилии выдающегося русского иконописца Симона Ушакова (1626 — 1686). Иное название этого стиля — «живоподобие». Уже в очень молодом возрасте этот иконописец был принят мастером в Оружейную палату, где он занимался зарисовками богослужебной утвари и другими видами чертежных и художественных работ. Впоследствии Симон также стал заниматься иконописью и вскоре прославился как самый искусный мастер в Москве. Царь Алексей Михайлович очень ценил талантливого художника. Ушаков возглавил школу иконописцев и всю оставшуюся жизнь занимался иконописным искусством и пользовался расположением государя.

Характерными особенностями ушаковского стиля являются: стремление к реалистичности изображения, характерность и динамичность фигур, больший объем, точность, большее внимание к прорисовке лика иконы.

Заслуга Симона Ушакова перед иконописью заключается в том, что он отошел от принятого в то время строгого следования древним образцам, стремился ввести новые композиции и совместил в своих работах лучшие достижения русского и западного искусства. Целью иконописца было обновление русской иконописи при сохранении ее самобытности.

Ушаков писал свои работы как в традиционном для русского иконописного искусства русско-византийском стиле, так и в фряжской манере письма. Симон Ушаков прославился также тем, что первым привнес в русскую иконопись иконографию генеалогического древа. Самой известной иконой этого мастера является образ «Насаждение древа государства Российского».